Без чего нельзя представить Советскую армию времен Второй мировой войны, так это без танка Т-34. Эта боевая машина несла поражение на всех уголках фронта, в любых крупных операциях и локальных схватках.
Т-34 по праву считается одним из лучших танков Второй мировой войны, символом советской танковой мощи. Его появление было неприятным сюрпризом для немецких войск, а простота конструкции и технологичность производства позволили ему стать самым массовым танком в истории.
Одним из прототипов «тридцатьчетверки» был танк БТ-7 (Быстрый Танк). В нём был использован ряд новаторских идей, которые стали основой для танкостроения на несколько поколений вперёд. БТ-7 имел остроугольный сварной корпус, мощный авиационный двигатель (это позже перейдут на дизель), 76-мм пушку, танк мог передвигаться как на колесах, так и на гусеничном ходу. Так же на БТ-7 можно было прыгать с трамплина на расстояние до сорока метров, это было нужно для преодоления оврагов и мелких речек.


Но у этого танка выявился серьёзный недостаток – быстро выходила из строя коробка передач. Начальство из Москвы решило, что инженеры это сделали намеренно, чтобы навредить государству. Часть конструкторов была репрессирована и расстреляна. Среди них и главный конструктор Афанасий Фирсов, которого считают отцом советского танкостроения и самым талантливым изобретателем. Второе дошедшее до нас имя – Адольф Дик, ему повезло больше: отсидев в лагерях назначенные десять лет, он долго скитался по стране, и только в шестидесятых вернулся в Москву. Адольф Дик внес значительный вклад в разработку БТ-7 (предшественника Т-34), особенно на ранних этапах проектирования.
К концу 1930-х годов советские конструкторы осознали необходимость создания танка, сочетающего в себе высокую подвижность, мощное вооружение и надежную защиту. Уже существующие танки серии БТ были уязвимы перед современным на тот момент противотанковым оружием.
Разработка принципиально нового танка началась в Харьковском паровозостроительном заводе №183 под руководством Михаила Кошкина, сменившего вышеупомянутого Фирсова. После прокатившихся в конструкторском бюро репрессий народ был деморализован. И инженеры и простые рабочие боялись брать на себя ответственность, опасаясь стать очередными «вредителями», работа велась вяло, а сроки госзаказа на современный танк поджимали. Михаил Кошкин оказался талантливым руководителем, ему удалось собрать команду из молодых конструкторов, заразить их энтузиазмом и продолжить начатую работу.


Кошкин решил создавать исключительно гусеничный танк, это позволило бы увеличить толщину брони и калибр орудия. Изначально был сконструирован танк А-32, который после тщательных доработок был трансформирован в Т-34.
Итак, Т-34 был создан, но для участия в смотре новейших образцов бронетехники, который должен был пройти в Москве 17 марта 1940, допускались только машины с пробегом не менее 2000 километров. Без этого условия машину даже не рассматривали как участника.
Михаил Кошкин принимает решение ехать на нескольких танках из Харькова в Москву своим ходом, чтобы намотать необходимый километраж. Главный конструктор сам сидел за рычагами одной из машин и фиксировал каждую мелочь в работе танка, чтобы в последствии устранить недостатки.


Во время смотра и испытаний Т-34 показал себя лучше многих конкурентов, однако до установленной нормы пробега танку еще не хватало несколько сотен километров. Кошкин и его коллеги тем же способом возвращаются в Харьков, но на обратном пути случается неприятность – при переправе через реку один из танков перевернулся. После купания в ледяной воде Кошкин сильно простужается, в Харьков он прибыл с острой формой пневмонии. Болезнь прогрессировала, вылечить её не удалось, и 26 сентября 1940 года Михаил Кошкин умер, так и не увидев своего детища на полях войны.
Т-34 впервые вступил в бой летом 1941 года и сразу же показал свое превосходство над немецкими средними танками того времени. Т-34 обладал большей скоростью, лучшей броней и более мощным вооружением, чем немецкие Pz.III и Pz.IV.


В ходе войны Т-34 постоянно модернизировался. В 1944 году появилась модификация Т-34-85 с новой башней и 85-мм пушкой, что позволило значительно повысить огневую мощь танка. Усовершенствованием танка занимался уже другой, не мене талантливый конструктор, соратник Кошкина – Александр Морозов.
Есть легенда, что Гитлер назначил вознаграждение за голову создателя танка Т-34, но узнав, что он уже умер, приказал уничтожить его могилу. Кладбище, на котором был похоронен Кошкин разбомбили, его могила не сохранилась.


Танк Т-34 оказал огромное влияние на развитие танкостроения во всем мире, его конструктивные решения были использованы в боевых машинах многих стран.
Т-34 – это не просто боевая машина, это символ мужества, стойкости и инженерного гения народа. Его легендарная история и вклад в победу навсегда останутся в памяти поколений.
Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. История создания танка Т-34 включает множество спорных моментов, различных точек зрения и интерпретаций. Мы не стремимся навязывать какое-либо мнение, а лишь хотим подчеркнуть некоторые факты и упомянуть конструкторов, сыгравших важную роль в разработке этой легендарной боевой машины.
Автор текста: Денис Вирковский. По заказу отдела маркетинга ООО “Ростинг”