Беларусь всегда находилась на стыке культур, это повлияло на многие аспекты жизни, но особенно заметно отразилось на религиозных сооружениях. Наша страна может похвастаться множеством уникальных и порой необычных храмов. Сейчас мы вам расскажем о некоторых из них.
Свято-Троицкая церковь в деревне Большая Своротва, в Барановичском районе. Единственная в нашей стране церковь треугольной формы. Построена была в 1746 году на средства скарбового писаря ВКЛ Николая Овсяного. Изначально церковь была деревянной, но уже тогда имела форму правильного треугольника. Существует несколько версий по поводу того, почему её воздвигли именно такой.


Вообще, треугольные церкви хоть и редкое явление, но свое время строились по всей Европе. Сейчас, например, несколько из них сохранилось в соседних Польше и Литве. Что касательно Свято-Троицкой церкви, то самая интересная версия говорит о том, что когда-то в ней проводились службы разных конфессий: православной, католической и униатской. С каждой стороны имелся свой вход для прихожан, а в алтаре располагалось три иконы. Подобное тоже не было редкостью: в средневековой Европе, такие церкви назывались симультанеумы, правда не всегда они были треугольными.


Версия попроще говорит о том, что строить так пришлось из-за особенностей ландшафта или из-за нехватки средств на большой храм.
Как бы там ни было, в 1823 году церковь была перестроена на том же месте и с той же планировкой, но только уже из бутового камня. Во время войны церковь была полностью сожжена и за её восстановление взялись лишь в начале двадцать первого века. В 2009 году храм был освящён в честь Живоначальной Троицы.


Церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованка, в Щучинском районе. Построена около 1524 г. Уникальная церковь, которая создавалась сразу как храм и как оборонительное сооружение. Конечно же, ей немало досталось, периодически её восстанавливали и перестраивали, но на данный момент она смотрится очень гармонично, сочетая в дизайне красный кирпич и оштукатуренные белые элементы.
В 1657 году, во время русско-польской войны церковь была разорена, затем её атаковали войска Карла XII, во время Северной войны. Только спустя почти сто лет, Русский император Александр I, лично осмотрев руины, приказал восстановить храм. После этого история церкви продолжилась и в XIX веке она действовала как православный храм (до этого была униатской). Во время Первой мировой войны здесь содержали военнопленных, в межвоенный период церковь принадлежала католикам, затем использовалась как зернохранилище, и, наконец, уже в девяностые годы церковь вернули православным жителям. Теперь это центр прихода восьми окрестных деревень.


Что касательно самой постройки, то здесь использовано множество самых современных решений средневекового оборонительного строительства. Фундамент в ширину два с половиной метра, далее мощные стены двухметровой толщины, сложенные готической кладкой из обожжённого кирпича. На каждом кирпиче есть следы от пальцев, это не случайно: когда формованный кирпич начинал застывать, по нему проводили пальцами, чтобы создать рельеф и обеспечить лучшее сцепление. По углам возведены внушительные башни с бойницами. До XIX века в церкви были опускаемые железные двери, их называли герсы (такие можно увидеть в средневековых замках), под полом имелось складское помещение, существовал так же и подземный ход. Довершали картину два железных флюгера в виде ангелов, один с мечом, а другой с трубой, они украшали собой западные башни.


При входе внутрь особое внимание привлекает потолок: изысканно сделанные своды, выложенные фигурным кирпичом. Поразительная работа мастеров прошлого.
Ещё одна необычная церковь оборонного типа находится в деревне Сынковичи в Зельвенском районе. Освящена она в честь Святого Архангела Михаила. Долго велись споры по поводу её возникновения, и вот, последние исследования показали, что приблизительно в 1320 году на месте церкви был построен замок, к началу пятнадцатого века он был разрушен, и на его месте возвели укрепленную церковь с башнями по углам. Инициатором строительства являлся князь Витовт, он же присутствовал на освящении храма в 1407 году.


В дальнейшем судьба храма похожа на историю церкви в деревне Мурованка: период униатства, в XIX веке снова православный приход, в начале двадцатого века церковь функционировала как католический храм, после войны использовалась как зернохранилище и, наконец, в конце восьмидесятых, её вернули православным верующим.


Церковь считается представителем позднеготическо-ренесансной архитектуры. Смотрится очень необычно, пропорции в ней нетипичные: с одной стороны, здание кажется массивным и громоздким, с другой, обилие мелких деталей, бойниц, ниш, машикулей заставляет рассматривать её снова и снова. Машикули – это бойницы, которые направленны вниз для вертикального обстрела врага. Чего только не повидали эти стены! Но это в прошлом, теперь храм живет мирной жизнью.


Церковь Петра и Павла в агрогородке Лесная, является частью мемориального комплекса, посвящённого битве русской армии со шведами в 1708 году. Сражение было очень масштабным и тяжёлым, длилось оно практически целый день, солдаты обеих сторон падали от усталости. В результате русским войскам удалось выиграть битву, потеряв при этом четыре тысячи солдат. Потери шведов были в два раза больше. Об этом событии говорят редко, хотя в своё время оно имело решающее значение. Пётр I называл битву у Лесной «матерью полтавской битвы», которая состоялась через девять месяцев после неё.
Вернёмся к церкви, её начали строить в 1908 году, к годовщине битвы, тогда же был заложен мемориальный комплекс, который включает в себя памятник орла над шведским флагом, экспозицию, посвященную битве и братскую могилу погибших в бою солдат. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, представляет собой квадрат со стороной пятнадцать метров, здание многоярусное, массивное, щедро украшенное различными элементами. Здесь можно увидеть мозаичные иконы, многоуровневые арки, декоративные элементы в виде бойниц и машикулей, а также зубцы, как на стенах московского кремля.


За время своего существования церковь не избежала тенденций времени: закрывалась, успела побывать складом сельской продукции, помещением музея, а в девяностые снова была возвращена прихожанам. Сейчас этот небольшой храм часто называют часовней, хотя это не так – здесь проводятся службы, литургии и имеется полное церковное убранство.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы в агрогородке Сарья, в Верхнедвинском районе.
Этого красивейшего, изящного, величественного храма много раз должно было не существовать вообще, но, к счастью, он выстоял и история его удивительна с самого начала создания.
В 1851 году у местного шляхтича Игнатия Лопатинского умирает жена. В память о безвременно ушедшей, горячо любимой супруге Игнатий решает построить католический храм. Однако, за несогласованное с властями строительство, на Лопатинского завели уголовное дело, уже начатую постройку чуть не снесли. В итоге, разрешилось всё благополучно: в 1857 году церковь достроили и отдали православным прихожанам. В 1935 году, во времена гонений на церковь, храм был закрыт, каким-то чудом уцелел во время Второй мировой войны, а после использовался как склад химикатов, затем как клуб. В конце восьмидесятых годов в здании хотели разместить бар и танцплощадку, уже были начаты работы по перепланировке, но всё же эти планы не воплотились, и с 1990 года церковь вновь стала использоваться по назначению православными прихожанами.


Храм считается одним из самых красивых в регионе, выполнен в стиле неоготики, что не характерно для православных церквей. Архитектура довольно сложная, не зря его называют «каменным кружевом». Специалисты рассмотрят здесь вимперги, контрфорсы, пинакли, аркатурные пояса и прочие элементы, о существовании которых мало кто подозревал. Важно другое – храм поражает воображение своей красотой, заставляет восхититься фантазией архитектора и точностью работы мастеров.


Из всего вышеизложенного напрашивается вывод, что сложно не только создать что-либо, но и сохранить созданное для потомков, ведь эти храмы являются свидетелями истории и культуры белорусского народа.











Что вы думаете?